Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 27.02.2014 N 730 "Об отчете о работе комитета по труду и социальной политике областного Собрания депутатов пятого созыва за 2013 год"



ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2014 г. № 730

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОМИТЕТА ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ОБЛАСТНОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ПЯТОГО СОЗЫВА ЗА 2013 ГОД

Областное Собрание депутатов постановляет:
отчет о работе комитета по труду и социальной политике областного Собрания депутатов пятого созыва за 2013 год принять к сведению.

Председатель областного Собрания депутатов
А.А.КОТОВ





ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОМИТЕТА ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ОБЛАСТНОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ЗА 2013 ГОД

Комитет по труду и социальной политике областного Собрания депутатов (далее - комитет) является постоянно действующим рабочим коллегиальным органом областного Собрания депутатов (далее - Собрание) и осуществляет свою работу в соответствии с Регламентом Собрания, Положением о комитете и планами нормотворческой работы деятельности Собрания.
Основными задачами комитета являются предварительное рассмотрение, а также разработка по поручению Собрания или собственной инициативе проектов нормативных правовых актов по вопросам образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, трудовых отношений и занятости населения, государственной молодежной политики, физической культуры и спорта.
Численный и персональный состав комитета определяется Собранием с учетом личного пожелания депутатов. На 01 января 2013 года в состав комитета входило 10 депутатов: В.В.Антонов (председатель комитета), И.М.Богачева, А.В.Васильев, В.М.Василевский, А.А.Минаков, У.А.Михайлова, А.А.Мурылев, Л.А.Никифорова (заместитель председателя комитета), В.Н.Печникова, И.В.Штылин. В отчетный период в составе комитета произошли следующие изменения: с 31.01.2013 досрочно прекращены полномочия депутата В.Н.Печниковой; 24.04.2013 А.А.Мурылев избран Собранием заместителем председателя комитета, осуществляющим полномочия без отрыва от основной деятельности; с 26.09.2013 в состав комитета вошла депутат Е.А.Раудсик.
За отчетный период комитет провел 10 заседаний, на которых рассмотрено 93 вопроса, из них: 44 проекта законов области, 28 проектов постановлений областного Собрания депутатов, доклады о деятельности за 2012 год Уполномоченного по правам человека в Псковской области, Уполномоченного по правам ребенка в Псковской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области, отчет о работе за 2012 год Счетной палаты Псковской области.
Основным направлением деятельности комитета является работа над законопроектами социальной направленности. За отчетный период Собранием принят ряд новых законов области, имеющих социальную направленность, из них необходимо выделить следующие.
В январе 2012 года комитетом рассмотрен и поддержан законопроект "Об установлении региональной памятной даты Псковской области".
В честь памяти военнослужащих 6 парашютно-десантной роты 104 гвардейского парашютно-десантного полка 76 воздушно-десантной дивизии, 2 отдельной бригады специального назначения, сотрудников отделения специального назначения УФСИН России по Псковской области, погибших при исполнении служебного долга, установлена региональная памятная дата - 1 марта. Законом области установлено, что в день региональной памятной даты органами государственной власти области организуются торжественные мероприятия, проводимые за счет средств областного бюджета и иных незапрещенных источников.
Данный Закон области принят Собранием 31 января 2013 года.
В январе - феврале 2013 года депутаты комитета работали над законопроектом "О бесплатной юридической помощи в Псковской области".
Указанным Законом области, принятым Собранием в феврале 2013 года, регулируются отношения, связанные с реализацией на территории Псковской области Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", а также устанавливаются дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в виде расширения перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение. Законом области установлено право на получение бесплатной юридической помощи для следующих категорий граждан:
- гражданам, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями или одним из них;
- гражданам, среднедушевой доход семей которых ниже 1,5 величины прожиточного минимума, установленного в Псковской области;
- одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже 1,5 величины прожиточного минимума;
- ветеранам боевых действий.
Под действие данного Закона области подпадают порядка 85000 человек, проживающих на территории Псковской области.
В сентябре 2013 года комитетом рассмотрен, доработан, а Собранием принят Закон области "О сопровождении семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей".
Целью данного Закона области является создание необходимых условий, при которых родители смогли бы успешно воспитывать приемных детей.
Законом предлагается организовать работу территориальных центров комплексного психолого-медицинского и педагогического сопровождения семей, взявших на воспитание детей-сирот, с целью предупреждения "возврата" детей из семей. Указанные центры будут оказывать консультативную и психологическую поддержку принимающим родителям.
Основная часть рассмотренных комитетом законопроектов предусматривала внесение изменений в существующие законы области. Внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты области производится в целях приведения их в соответствие действующему федеральному законодательству или с учетом практики реализации законов. Из такой категории законов области, принятых в 2013 году, необходимо отметить следующие.
В феврале 2013 года комитетом рассмотрен и доработан законопроект "О внесении изменений в Закон Псковской области "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области". Собрание приняло указанный Закон области, которым предусмотрены следующие новации.
В связи с нехваткой земельных участков в г. Пскове и г. Великие Луки и невозможностью обеспечения граждан, проживающих в этих населенных пунктах, земельными участками закреплено право граждан на получение земельных участков на территории муниципальных образований "Псковский район" и "Великолукский район".
Установлена возможность переоформления гражданами права аренды на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства до вступления в силу Закона Псковской области "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области", в собственность.
Снижен минимальный размер земельных участков с 1000 кв. м до 800 кв. м на земельные участки, выбранные гражданами самостоятельно, если гражданин с меньшей площадью согласен.
Закон Псковской области "О денежном пособии при усыновлении ребенка (детей) в Псковской области", принятый в феврале 2012 года, предусматривал выплату денежного пособия в размере 500 тыс. рублей за каждого усыновленного ребенка гражданам, зарегистрированным по месту жительства в Псковской области и усыновившим детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Псковской области.
В сентябре 2013 года комитетом рассмотрен и одобрен проект закона области "О внесении изменения в статью 1 Закона Псковской области "О денежном пособии при усыновлении ребенка (детей) в Псковской области", который устанавливает право на получение денежного пособия при усыновлении гражданами Российской Федерации, усыновившими детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в Псковской области независимо от места их проживания.
В сентябре 2013 года депутаты комитета рассмотрели и рекомендовали Собранию принять с учетом подготовленных комитетом поправок Закон области "О внесении изменений в Закон Псковской области "О государственной социальной помощи в Псковской области".
Указанным Законом области установлен новый вид государственной социальной помощи - государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Этот вид помощи включает направление нуждающихся для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки в целях дальнейшего поиска работы, осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, ведения личного подсобного хозяйства, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Срок государственной социальной помощи на основании социального контракта будет составлять от трех месяцев до одного года, исходя из содержания программы социальной адаптации.
Тогда же, в сентябре 2013 года, комитетом рассмотрен, одобрен и доработан проект закона "О внесении изменений в статью 24 Закона Псковской области "О физической культуре и спорте в Псковской области".
Изменения в Закон области, принятые Собранием, предусматривают расширение перечня получателей денежного вознаграждения за счет средств областного бюджета за высокие спортивные достижения.
В ноябре 2013 года члены комитета рассмотрели, одобрили и доработали проект закона "О внесении изменения в Закон Псковской области "О дополнительной мере социальной поддержки родителей и супругов военнослужащих, погибших после 16 января 1995 года вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы". Принятый Собранием Закон области уравнивает меры социальной поддержки, предоставляемые из областного бюджета членам семей (родителям и супругам) военнослужащих, как погибших, так и умерших после 16 января 1995 года вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы.
В декабре 2013 года на заседании комитета депутаты активно обсуждали проблемы подвоза школьников, проживающих в сельской местности, до общеобразовательных учреждений. Комитет, одобрив проект закона области "О социальной поддержке обучающихся, проживающих в сельской местности на территории Псковской области", поручил Администрации области проработать вопрос о бесплатном проезде преподавателей, работающих в сельских школах, до места работы и обратно, а также рассмотреть возможность предоставления сельским школьникам бесплатного проезда на занятия в учреждения дополнительного образования.
Законом области, принятым Собранием, предоставляется право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда до образовательных учреждений и обратно обучающимся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, проживающим в сельской местности на территории Псковской области. Финансирование расходов, связанных с реализацией данного Закона области, осуществляется путем предоставления субсидий из областного бюджета перевозчикам, осуществляющим бесплатную перевозку обучающихся по маршрутам регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Псковской области до образовательных организаций и обратно, в порядке, установленном Администрацией области.
За отчетный период комитетом рассмотрен ряд нормативных актов, регулирующих вопросы в области культуры.
Так, в июне 2013 года депутаты комитета рассмотрели, доработали и рекомендовали Собранию принять законопроект "О внесении изменений в Закон Псковской области "О государственной охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Псковской области".
Данный Закон области устанавливается порядок выдачи задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, а также порядок согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и выявленного объекта культурного наследия.
Также Законом области определяется орган государственной власти, уполномоченный на принятие решения об установлении порядка ограничения или запрещения движения транспортных средств на территории объектов культурного наследия в случае угрозы нарушения целостности и сохранности объектов культурного наследия.
На том же заседании комитета депутаты единогласно поддержали и рекомендовали Собранию принять в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия проект постановления областного Собрания депутатов "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Николая Чудотворца, XVI в.", расположенного в деревне Устье Псковского района Псковской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон".
В сентябре 2013 года комитет рассмотрел и рекомендовал Собранию принять Закон области "О внесении изменений в Закон Псковской области "О государственной охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Псковской области".
Законом области устанавливается порядок утверждения перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения. Также определяются органы государственной власти, уполномоченные на утверждение перечня исторических поселений, предмета охраны исторического поселения, границ исторического поселения регионального значения, устанавливаются сроки на принятие соответствующих решений. Кроме того, установлен порядок согласования проекта правил землепользования и застройки, подготовленного применительно к территории исторического поселения регионального значения. Внесенные Законом области изменения устанавливают обязанности не только для пользователей объектов культурного наследия, но и для собственников.
Глубокая заинтересованность проявлялась депутатами комитета при рассмотрении проектов постановлений областного Собрания депутатов "О даче согласия на создание Государственного автономного учреждения культуры - Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник путем изменения типа Государственного бюджетного учреждения культуры - Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" и "О даче согласия на создание Государственного автономного учреждения культуры Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск" путем изменения типа Государственного бюджетного учреждения культуры Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск". Указанные постановления областного Собрания депутатов, принятые в феврале 2013 года, предусматривают изменение типа существовавших государственных учреждений культуры, что, предполагается, будет способствовать более эффективному использованию комплекса экономических инструментов в целях реализации уставной деятельности автономных учреждений.
Заинтересованно и обстоятельно проходили в комитете обсуждения проектов законов области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год", "Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Псковской области за 2012 год", "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" и "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Псковской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов". Рассмотрение законопроектов "О внесении изменений в Закон Псковской области "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Псковской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (за отчетный период их было три) сопровождалось обсуждением проблем в учреждениях здравоохранения области.
В практику работы комитета вошло обсуждение с привлечением представителей органов исполнительной власти области актуальных социальных проблем.
Так, на одном из заседаний комитета рассматривался вопрос о проблемах медицинского обслуживания детей, занимающихся спортом. Псковская область - один из двух субъектов Российской Федерации, где не имеется врачебно-физкультурного диспансера, которым координировалась бы организация медицинского обеспечения спортсменов. Система медицинского контроля за физическим состоянием, здоровьем спортсменов, особенно детского возраста, в нашей области находится в неудовлетворительном состоянии. Сложилась ситуация, когда ответственность за здоровье детей ложится на тренеров, директоров спортивных школ, президентов спортивных ассоциаций, которые не являются специалистами в области медицины. По мнению депутатов, вопрос о создании врачебно-физкультурного диспансера Псковской области и привлечении к его работе специалистов спортивной медицины необходимо решать безотлагательно.
В связи с обращением депутатов Гдовского районного Собрания депутатов комитет на заседании в феврале 2013 года обсудил вопрос создания в Гдовском районе военно-исторического и природно-ландшафтного музея-заповедника "Ледовое побоище". Итогом обсуждения стало решение обратиться от Собрания к Министру культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому о содействии в решении вопроса о создании поля ратной славы - Ледовое побоище. Идею создания такого музея Минкультуры России поддержало. Музей "Ледовое побоище" планируется открыть к 800-летию со дня рождения князя Александра Невского, которое будет отмечаться в 2020 году.
Обсуждение комитетом проблемы вхождения в самостоятельную жизнь выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоялось по инициативе членов комитета по социальной политике Молодежного парламента при областном Собрании депутатов (далее - Молодежный парламент). Ими была проведена огромная работа по исследованию проблем адаптации к самостоятельной жизни выпускников интернатных учреждений области. По мнению членов Молодежного парламента, сопровождение детей-сирот, покинувших интернатные учреждения, помогло бы успешней преодолевать проблемы, с которыми сталкиваются выпускники, в том числе в организации быта, питания, досуга, взаимодействии с социумом. Члены Молодежного парламента подготовили законопроект "О постинтернатном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Псковской области", целью которого является регулирование отношений по организации и осуществлению постинтернатного сопровождения, а также установление дополнительной меры социальной поддержки лицам, закончившим свое пребывание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Псковской области.
Решением комитета создана рабочая группа из представителей Собрания и Администрации области, задача которой - доработать данный законопроект и внести его на рассмотрение Собрания.
Значимое место в работе комитета занимает рассмотрение проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Госдума). Обсуждение проектов федеральных законов на заседании комитета, сессии Собрания и направление отзыва Собрания в Госдуму - возможность еще раз привлечь внимание общественности, органов власти и депутатов Госдумы к актуальным социальным проблемам.
Так, депутаты комитета вынесли на обсуждение Собрания проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу запрета платного медицинского образования". В последние годы возникло много коммерческих медицинских вузов и медицинских факультетов при "классических" университетах. По наблюдениям специалистов, некоторые из них оторвались от серьезных основ медицинского образования, качество обучения в них оставляет желать лучшего, как правило, в них не имеется постдипломной подготовки. Автор проекта федерального закона депутат Госдумы Валерий Селезнев в пояснительной записке к законопроекту отмечает: "Коррупция и взяточничество в медицинских вузах приводит к тому, что диплом фактически покупается. Студентов-платников, которые не в силах удовлетворительно сдать экзамены, держат исключительно из-за дополнительных денежных поступлений в казну учебного заведения.". Дефицит врачебных кадров по стране в настоящее время составляет около 30 процентов. В стране 47 медицинских и фармацевтических вузов. Вполне возможно и необходимо подготовку врачей осуществлять только на бюджетной основе.
Большинство депутатов Собрания склонились к мнению, что платное обучение целесообразно отменить, пока здравоохранение не будет полностью обеспечено высококвалифицированными кадрами.
Также по инициативе комитета Собрание поддержало проекты федеральных законов "О внесении изменения в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации" (об установлении дежурства на дому отдельным категориям медицинских работников), "О добровольчестве (волонтерстве)" и некоторые другие.
Большое внимание в отчетный период депутатами комитета уделялось взаимодействию с коллегами из законодательных органов Северо-Западного региона, участию в работе постоянных комитетов Парламентской Ассоциации Северо-Запада России.
Члены комитета В.В.Антонов, А.А.Мурылев, Л.А.Никифорова принимали участие в парламентских слушаниях, организованных профильными комитетами Госдумы, по актуальным социальным вопросам.
Все депутаты комитета принимают активное и заинтересованное участие в работе над вопросами, вынесенными на заседания комитета, проявляя компетентность, требовательность и взвешенность при принятии решений комитета.

Председатель комитета
В.В.АНТОНОВ


------------------------------------------------------------------