Распоряжение Губернатора Псковской области от 30.09.2014 N 53-РГ "Об утверждении Сводного доклада Псковской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области за 2013 год"



ГУБЕРНАТОР ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. № 53-РГ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СВОДНОГО ДОКЛАДА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О
РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2013 ГОД

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов":
1. Утвердить прилагаемый Сводный доклад Псковской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области за 2013 год.
2. Заместителю Губернатора области - Руководителю Аппарата Администрации области Жаворонкову М.К. обеспечить размещение Сводного доклада Псковской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области за 2013 год на официальном сайте Псковской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

И.п. Губернатора области
В.В.ЕМЕЛЬЯНОВА
Псков
30 сентября 2014 года
№ 53-РГ





Утвержден
распоряжением
Губернатора области
от 30 сентября 2014 г. № 53-РГ

СВОДНЫЙ ДОКЛАД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2013 ГОД

Общая информация о муниципальных районах и
городских округах Псковской области

Рисунок не приводится.

Наименование муниципального образования (муниципального района, городского округа)
Среднегодовая численность постоянного населения в 2013 году, тыс. человек
Административный центр муниципального района
Информация о размещении доклада главы администрации муниципального района, городского округа на официальном сайте муниципального образования
Бежаницкий район
11,9
р.п. Бежаницы
bezhanicy.reg60.ru
Великолукский район
22,6
г. Великие Луки
vlukirajon.reg60.ru
Гдовский район
12,7
г. Гдов
gdov.reg60.ru
Дедовичский район
13,6
р.п. Дедовичи
dedovichi.reg60.ru
Дновский район
12,3
г. Дно
dno.reg60.ru
Красногородский район
7,1
р.п. Красногородск
krasnogorodsk.reg60.ru
Куньинский район
9,6
р.п. Кунья
kunja.reg60.ru
Локнянский район
9,0
р.п. Локня
loknja.reg60.ru
Невельский район
25,0
г. Невель
nevel.reg60.ru
Новоржевский район
8,9
г. Новоржев
novorzhev.reg60.ru
Новосокольнический район
14,0
г. Новосокольники
novosokolniki.reg60.ru
Опочецкий район
17,2
г. Опочка
opochka.reg60.ru
Островский район
29,8
г. Остров
ostrov.reg60.ru
Палкинский район
8,2
р.п. Палкино
palkino.reg60.ru
Печорский район
21,4
г. Печоры
pechory.reg60.ru
Плюсский район
8,6
р.п. Плюсса
pljussa.reg60.ru
"porhov.reg.60.ru" следует читать "porhov.reg60.ru".
------------------------------------------------------------------
Порховский район
19,7
г. Порхов
porhov.reg.60.ru
Псковский район
37,4
г. Псков
pskovrajon.reg60.ru
Пустошкинский район
8,9
г. Пустошка
pustoshka.reg60.ru
Пушкиногорский район
8,6
р.п. Пушкинские Горы
pushgory.reg60.ru
Пыталовский район
11,6
г. Пыталово
pytalovo.reg60.ru
Себежский район
20,4
г. Себеж
sebezh.reg60.ru
Струго-Красненский район
11,7
р.п. Струги Красные
strugikrasnye.reg60.ru
Усвятский район
5,2
р.п. Усвяты
usvjaty.reg60.ru
"www.vluki.reg60.ru" следует читать "vluki.reg60.ru".
------------------------------------------------------------------
Город Великие Луки
97,2
г. Великие Луки
www.vluki.reg60.ru
"pskov.reg60.ru" следует читать "www.pskovgorod.ru".
------------------------------------------------------------------
Город Псков
206,4
г. Псков
pskov.reg60.ru

Нормативные правовые акты, регламентирующие работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Псковской области:
постановление Администрации области от 30 мая 2013 г. № 230 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области";
указ Губернатора области от 24 марта 2011 г. № 4-УГ "О порядке проведения ежегодных социологических опросов населения в рамках оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Псковской области";
указ Губернатора области от 27 сентября 2011 г. № 16-УГ "О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Псковской области за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области".
Сводный доклад Псковской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области за 2013 год (далее - Сводный доклад) подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", который принят в целях реализации положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Сводный доклад составлен на основании докладов глав местных администраций городских округов, муниципальных районов Псковской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2013 год и их планируемых значениях на 3-летний период, представленных в Администрацию области и размещенных на имеющихся официальных сайтах муниципальных образований в сети Интернет и официальном сайте Псковской области.
Основной задачей мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления является системное исследование результативности управления муниципальными образованиями, принятие решений и мер по дальнейшему совершенствованию муниципального управления.
В целях обеспечения равных условий оценки муниципальные районы и городские округа оценивались отдельно.

I. Результаты мониторинга эффективности деятельности
органов местного самоуправления городских округов
и муниципальных районов

1. Экономическое развитие

В сфере экономического развития мониторинг осуществлялся по 8 показателям, характеризующим развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства, прибыльность сельскохозяйственных организаций, уровень заработной платы работников крупных и средних предприятий, некоммерческих организаций, бюджетных учреждений.

1.1. Дорожное хозяйство и транспорт

Значительная часть автомобильных дорог общего пользования местного значения имеют высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог были выше темпов восстановления и развития. Данная ситуация сложилась, прежде всего, из-за недостаточного финансирования дорожных работ и, как следствие, несоблюдения межремонтных сроков на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В настоящее время транспортно-эксплуатационное состояние сети автомобильных дорог общего пользования местного значения не может считаться удовлетворительным, поскольку большинство автомобильных дорог не соответствуют требованиям нормативных документов и современным экономическим потребностям области. Прочность дорожных одежд, ровность и сцепные свойства дорожных покрытий, геометрические параметры автомобильных дорог - основные характеристики, требующие приведения в соответствие с нормами.
Более 80% автомобильных дорог общего пользования местного значения в муниципальных образованиях не отвечают нормативным требованиям.
На сегодняшний день 3641 сельский населенный пункт не имеет круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования регионального значения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения с твердым покрытием. Следовательно, неразвитость сети автомобильных дорог в сельской местности усугубляет проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи, дополнительных потерь времени, связанных с перевозкой и ограничениями на поездки.
В то же время за 2013 год произошли положительные изменения в динамике показателя протяженности автомобильных дорог местного значения, не соответствующих нормативным требованиям. Снижение значения указанного показателя произошло вследствие проведения ремонтных работ на улично-дорожной сети, финансируемых за счет субсидий из областного бюджета (дорожного фонда Псковской области). Ремонтные работы проводились в 2013 году во всех муниципальных районах и городских округах области.

Наименование муниципального образования
Протяженность
Объем фактически выполненных работ в 2013 году, тыс. рублей
км
кв. м
всего
в том числе за счет
средств областного бюджета
средств местного бюджета
Субсидии местным бюджетам на ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию улично-дорожной сети населенных пунктов области, всего
22,603
194350
232293
217616
14676
Город Псков
3,933
60587
98835
93893
4942
Город Великие Луки
2,213
22650
31820
30229
1591
Бежаницкий район
0,660
2740
1653
1570
83
Великолукский район
0,841
4205
3848
3655
193
Гдовский район
0,418
2508
1854
1761
93
Дедовичский район
0,386
2707
1982
1883
99
Дновский район
0,270
1890
1803
1297
506
Красногородский район
0,160
800
915
869
46
Куньинский район
0,500
2420
1526
1093
433
Локнянский район
0,258
1590
922
875
47
Невельский район
5,742
43725
36982
35132
1850
Новоржевский район
0,333
1585
997
947
50
Новосокольнический район
0,300
1777
1732
1645
87
Опочецкий район
0,670
4020
2960
2812
148
Островский район
0,775
4650
3606
3425
181
Палкинский район
0,185
1050
656
623
33
Печорский район
0,444
3383
5641
5432
209
Плюсский район
0,160
964
900
855
45
Порховский район
0,700
4757
2792
2590
202
Псковский район
1,195
5902
4822
4581
241
Пустошкинский район
0,600
3600
2003
1903
100
Пушкиногорский район
0,467
2451
1610
1323
287
Пыталовский район
0,466
2846
2989
1887
1102
Себежский район
0,254
7478
14783
14044
739
Струго-Красненский район
0,400
2700
3511
2238
1273
Усвятский район
0,273
1365
1151
1053
98

Также в отчетном году с привлечением субсидий из федерального бюджета в рамках реализации ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" выполнялись работы по реконструкции автодороги:

Наименование объекта
Протяженность, км/пог. м
Объем фактически выполненных работ в 2013 году, тыс. рублей
всего
за счет федерального бюджета
за счет областного бюджета
Реконструкция автомобильной дороги "Подъезд к дер. Долгорепицы в Псковском районе Псковской области"
1,18
16648
11800
4848

Кроме того, в 2013 году муниципальным районам и городским округам области предоставлялись субсидии из областного бюджета на ремонт дворовых территорий и проездов к ним:

Наименование муниципального образования
Мощность
Объем фактически выполненных работ в 2013 году, тыс. рублей
всего
в том числе за счет
кв. м
количество дворов
количество проездов
средств областного бюджета
средств местного бюджета
Субсидии местным бюджетам на ремонт и капитальный ремонт дворовых территорий, всего
131085
169
73
128639
120006
8632
Город Псков
15313
18
0
20326
19310
1016
Город Великие Луки
29477
42
10
21175
20117
1059
Бежаницкий район
4594
3
1
2622
2491
131
Великолукский район
4836
1
5
3548
3253
295
Гдовский район
3728
5
0
6410
6086
325
Дедовичский район
2963
4
2
2201
2091
110
Дновский район
4000
4
4
2617
2036
581
Красногородский район
2226
2
1
2027
1925
102
Куньинский район
2352
1
1
2177
1913
264
Локнянский район
3714
7
2
2195
2085
110
Невельский район
6267
7
0
7025
6673
352
Новоржевский район
3709
8
9
2033
1931
102
Новосокольнический район
2851
6
6
3683
3499
184
Опочецкий район
7862
8
9
7011
6660
351
Островский район
3716
7
1
4855
4612
243
Палкинский район
450
1
0
620
589
31
Печорский район
1800
0
1
3453
3279
174
Плюсский район
2819
4
3
4259
4046
213
Порховский район
3500
3
0
3522
3346
176
Псковский район
5449
4
4
6246
5933
312
Пустошкинский район
3434
6
4
3243
3081
162
Пушкиногорский район
2257
4
1
2342
1876
466
Пыталовский район
2725
1
2
2500
1255
1245
Себежский район
8529
16
4
7948
7551
397
Струго-Красненский район
1463
2
0
3330
3164
167
Усвятский район
1052
5
3
1269
1205
64

Местными администрациями в отчетный период была завершена работа по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В целом следует отметить, что средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, недостаточно для нормативного содержания местной сети автодорог.
С 2014 года в соответствии с требованиями бюджетного законодательства в области создается система муниципальных дорожных фондов с целевыми источниками их формирования. Создание муниципальных дорожных фондов позволит обеспечить прозрачность расходов на дорожные работы и контроль за целевым и эффективным использованием средств.
В целях комплексного решения проблем в сфере дорожного хозяйства во всех районах и городских округах области разработаны и утверждены районные целевые программы, направленные на:
создание условий для безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта путем обеспечения сохранности автодорог и улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния;
повышение качества транспортного обслуживания населения посредством улучшения транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети.
Пассажирские перевозки на территории области в межмуниципальном, пригородном сообщении осуществляются автобусным и железнодорожным транспортом.
Пассажирские автобусные перевозки между поселениями в границах муниципального образования осуществляются по договорам о транспортном обслуживании населения, заключаемым муниципальными районами с перевозчиком по результатам конкурса. Большинство таких договоров на пассажирские перевозки заключаются с государственными предприятиями Псковской области.
Транспортное сообщение между районными центрами осуществляется по договорам, заключаемым с перевозчиком уполномоченным органом исполнительной власти.
Договоры о транспортном обслуживании населения заключены с 6 государственными предприятиями Псковской области, 3 обществами с ограниченной ответственностью и 9 индивидуальными предпринимателями.
Пригородные железнодорожные перевозки по территории Псковской области осуществляют две компании - ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (ОАО "СЗППК") и ОАО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" (ОАО "МТППК").
Сложившаяся маршрутная сеть организована с учетом потребности населения и в целом обеспечивает транспортную доступность областного и районного центров для жителей области. Однако, вне зоны обслуживания остаются отдаленные населенные пункты практически во всех муниципальных районах.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не
имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного
сообщения с административным центром городского округа
(муниципального района), в общей численности
населения округа (района), %

Рисунок не приводится.

Жителям городских округов Псковской области доступно регулярное транспортное сообщение в пределах их территорий.
В Печорском, Дновском, Псковском районах практически все население имеет транспортное сообщение с административным центром. Наибольшие трудности с транспортным обслуживанием имеют жители шести муниципальных районов области, где доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром муниципального района, превышает 10% от общей численности населения.
Выросла доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения с административным центром в Пушкиногорском районе. В остальных муниципальных образованиях значение показателя остается на уровне 2012 года либо незначительно снизилось, что обусловлено, прежде всего, уменьшением численности постоянного населения.

1.2. Развитие малого и среднего предпринимательства и
улучшение инвестиционной привлекательности

Согласно статистическим данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области на 01.01.2014 в области действовало 8099 предприятий малого и среднего предпринимательства (с учетом микропредприятий), что на 8,03% больше, чем в 2012 году.
На 10 тысяч постоянного населения области приходится 123,4 субъекта малого и среднего предпринимательства. Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего бизнеса в 2013 году составляла 69,984 тыс. человек (на 3,7% больше, чем в 2012 году), что составляет 33% от среднесписочной численности работников во всех предприятиях и организациях области.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних
совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной
численности работников (без внешних совместителей)
всех предприятий и организаций, %

Рисунок не приводится.

Среди предприятий малого и среднего предпринимательства преобладали предприятия по следующим видам экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств - 51,3%, обрабатывающие производства - 14,2%, строительство - 10,9%, транспорт и связь - 12,5%, прочие виды деятельности - 8,7%.
На следующем графике представлено число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тысяч человек населения. Показатель рассчитывается один раз в пять лет на основании данных сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства
в расчете на 10 тыс. человек населения, ед.

Рисунок не приводится.

Распределение малых и средних предприятий по муниципальным образованиям Псковской области коррелирует с общероссийской тенденцией: максимальная концентрация предприятий малого и среднего бизнеса на 10 тыс. населения отмечается в городах Великие Луки, Псков, в сельской местности сектор малого и среднего предпринимательства развит слабее.
Основной мерой, реализуемой органами местного самоуправления муниципальных образований области при финансовой поддержке из средств областного бюджета и направленной на улучшение состояния малого и среднего бизнеса на территории Псковской области, стало оказание поддержки малому и среднему предпринимательству в рамках областной долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2012 - 2014 годы" путем предоставления субсидий на развитие малого и среднего предпринимательства.
В 2013 году в конкурсе по отбору муниципальных образований области для предоставления субсидий приняло участие 19 муниципальных образований на сумму около 20 млн. рублей, оказана поддержка 620 субъектам малого и среднего предпринимательства.
Некоторые муниципальные образования области поддержали предпринимателей, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство. Например, в Новосокольническом районе сумма поддержки СПК "Колхоз Маевский" составила 707 тыс. рублей, из местного бюджета Себежского района предоставлена субсидия ООО "Веть" в размере 550 тыс. рублей, в Псковском районе предоставлена субсидия ЗАО "Смена", сумма поддержки составила 1170 тыс. рублей.
В 2013 году Администрацией города Великие Луки в рамках указанной областной долгосрочной целевой программы осуществлялся проект реконструкции здания бизнес-инкубатора "Новация" при финансовой поддержке из областного бюджета на условиях софинансирования. Проект является социально ориентированным, т.к. в бизнес-инкубаторе в дальнейшем планируется создать рабочие места для людей с ограниченными возможностями.
В то же время органам местного самоуправления необходимо более качественно разрабатывать муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства, проявлять большую инициативу по участию в мероприятиях областных программ, увеличивать объемы финансирования реализации муниципальных программ.
Показатель "Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района)" отражает усилия органов местного самоуправления по развитию собственной доходной базы за счет оформления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, а также предоставления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками государственным и муниципальным учреждениям. Рост значения показателя свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Высоких результатов по данной позиции и, следовательно, увеличения поступлений в бюджет средств земельного налога достигли муниципальные образования "Опочецкий район" (80%, на уровне прошлого года), "Город Великие Луки" (69,2% по сравнению с 68,8% в 2012 г.), "Новоржевский район" (62% по сравнению с 61% в 2012 г.), "Усвятский район" (63% по сравнению с 61% в 2012 г.).
Показатели от 30 до 60% имеют Бежаницкий, Великолукский, Дедовичский, Красногородский, Локнянский, Новосокольнический, Островский, Псковский, Пушкиногорский муниципальные районы. Из них большая динамика роста показателя в муниципальном образовании "Великолукский район" (2012 г. - 34,5%, в 2013 г. - 60%). Менее 30% земельных участков являются объектами налогообложения в Гдовском, Куньинском, Невельском, Палкинском, Плюсском, Пустошкинском, Себежском муниципальных районах и в муниципальном образовании "Город Псков".
В 2013 году в целом по области отмечалось некоторое снижение показателя "Инвестиции в основной капитал", объем инвестиций составил 27,2 млрд. рублей (80% от уровня 2012 г.). В среднем по Северо-Западному федеральному округу данный показатель был на уровне 77,1%.
На снижение динамики инвестиционной активности повлияли:
существенный рост инвестиций в основной капитал в 2012 году (128,4% к 2011 году);
наметившееся "торможение" в экономике России.

Показатели инвестиционной деятельности муниципальных
образований области по итогам 2013 года

Муниципальное образование
Годы
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, рублей
Бежаницкий район
2012
7183,5
2013
4720,5
Великолукский район
2012
26086,1
2013
11437,1
Гдовский район
2012
5169,9
2013
3355,7
Дедовичский район
2012
4633,1
2013
3019,8
Дновский район
2012
236198,6
2013
104272,6
Красногородский район
2012
1139,4
2013
1964,9
Куньинский район
2012
858,2
2013
836,3
Куньинский район
2012
1531,8
2013
866,4
Невельский район
2012
3664,3
2013
183429,0
Новоржевский район
2012
1186,8
2013
1090,6
Новосокольнический район
2012
15827,2
2013
8437,6
Опочецкий район
2012
1053,4
2013
230,4
Островский район
2012
43257,3
2013
17741,1
Палкинский район
2012
4828,2
2013
1440,9
Печорский район
2012
5437,9
2013
2380
Плюсский район
2012
2709,3
2013
2804,2
Порховский район
2012
9361,9
2013
6337,3
Псковский район
2012
12683,1
2013
6251,8
Пустошкинский район
2012
2505,3
2013
2021
Пушкиногорский район
2012
1857,6
2013
6217,9
Пыталовский район
2012
1402,1
2013
680,5
Себежский район
2012
7435,2
2013
881,4
Струго-Красненский район
2012
993,1
2013
4937
Усвятский район
2012
589,2
2013
1486,5
Город Великие Луки
2012
13392,1
2013
19973,5
Город Псков
2012
27475,1
2013
17684,6

За отчетный 2013 год на уровне прошлого года показатели сохранились у Куньинского, Новоржевского, Плюсского, Пустошкинского районов. Значительное снижение показателя отмечается у Великолукского, Новосокольнического, Палкинского, Псковского, Себежского районов и города Пскова.
Высокие значения по показателю "Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя" представили Невельский, Дновский, Островский районы, однако следует отметить значительное снижение по сравнению с прошлым годом, самые низкие значения - у Опочецкого и Пыталовского районов. Следует отметить рост значений показателя в Невельском, Пушкиногорском, Струго-Красненском, Усвятском районах.
В Невельском районе значения по показателю в 2013 году составили 183429 руб. на 1 жителя, в 2012 году данный показатель составлял 3664,3 руб. Общий объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в районе в 2013 году составил 4,6 млрд. рублей, что в 140 раз больше, чем в 2012 году (3,3 млрд. рублей). Приток инвестиций осуществлен за счет реализации инвестиционного проекта ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" "Создание свиноводческого комплекса на 2 миллиона голов с объектами кормопроизводства и мясохладобойни Псковской области".
Если анализировать данный показатель по годам, можно сказать, что рейтинг муниципальных образований области претерпевает значительные изменения. Так, по итогам 2011 года лидерами по привлечению инвестиций на душу населения были города Псков и Великие Луки, в 2012 самые высокие показатели и динамику роста представили Дновский и Островский районы, в отчетном периоде лидером является Невельский район.
Инвестиционный климат на уровне муниципальных образований области во многом определяется наличием площадок с развитой инженерной инфраструктурой, которые являются для инвесторов одним из самых важных факторов при принятии решения о реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств на конкретной территории.
Анализ предложений инвесторам по инвестиционным площадкам муниципальных образований Псковской области показывает, что большая часть муниципальных районов и городских округов имеют частично инженерно подготовленные инвестиционные площадки с определенной отраслевой специализацией.
Проблемами инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях области являются:
высокая дифференциация уровня инвестиционной активности между муниципальными образованиями области;
слабое влияние двух главных центров инвестирования - городов Псков и Великие Луки на инвестиционную деятельность муниципальных районов, которое, в основном, ограничивается одноименными районами;
слабое влияние инфраструктурного потенциала муниципальных районов на уровень инвестиционной активности;
низкий уровень использования конкурентных преимуществ муниципальных районов (выгодное географическое положение, природно-ресурсный потенциал);
слабая информированность потенциальных инвесторов об имеющихся в области ресурсах, которые могут быть введены в экономический оборот;
недостаток квалифицированных кадров, низкая готовность к переобучению.
С целью развития инвестиционного потенциала муниципальных образований осуществляется реализация комплекса мер по стимулированию органов местного самоуправления муниципальных образований области к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала, в том числе:
предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на разработку генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских и городских поселений, подготовку документации по планировке территорий муниципальных образований области в рамках реализации документов территориального планирования муниципальных образований области и внедрение автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
оказание консультационной помощи в актуализации инвестиционных паспортов муниципальных образований области;
оказание консультационной помощи в актуализации реестра инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) на территории муниципальных образований области;
подготовка ежегодного плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Псковской области на основании предложений муниципальных образований области;
осуществление взаимодействия государственного автономного учреждения Псковской области "Агентство инвестиционного развития Псковской области", органов исполнительной власти области с органами местного самоуправления муниципальных образований области в ходе сопровождения инвестиционных проектов;
поиск и подготовка инвестиционных площадок на территории муниципальных образований области.

1.3. Сельское хозяйство

Аграрный сектор является важнейшей сферой экономики Псковской области. Основу сельского хозяйства области составляет молочно-мясное животноводство. В общем объеме производства сельскохозяйственной продукции области животноводство занимает 68,5%.
В структуре сельскохозяйственного производства на долю сельскохозяйственных организаций приходится 56,3%, личных подсобных хозяйств - 41,2%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 2,5%.
В соответствии с типовой формой доклада данные по сельскому хозяйству представляют только муниципальные районы.

Доля прибыльных сельскохозяйственных
организаций в общем их числе, %

Рисунок не приводится.

Данные по показателю сохранились на уровне прошлого года. Высокая доля прибыльных сельскохозяйственных организаций как и в 2012 году в муниципальных образованиях "Себежский район", "Гдовский район", "Печорский район", отсутствуют прибыльные сельскохозяйственные организации в муниципальных образованиях "Усвятский район", "Куньинский район".
Объем продукции сельского хозяйства в 2013 году составил 13,5 млрд. рублей и по сравнению с 2012 годом увеличился на 12,8%, в том числе продукции растениеводства - на 8,9%, продукции животноводства - на 14,8%. Доля продукции животноводства в общем объеме сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий составила 68,5%, доля продукции растениеводства - 31,5%.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2013 год составил 112,8%.
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий за 2013 год составил 114,8%.
По итогам 2013 года в области произведено молока 197,3 тыс. тонн, что составляет 87,2% к 2012 году, в том числе сельхозпредприятиями - 139,7 тыс. тонн или 88,2% к прошлому году.
В настоящее время в области 15 племенных репродукторов и 3 племенных завода, удельный вес племенного скота в общем поголовье составляет 34%.
Сельхозпредприятиями области приобретено из-за рубежа и других регионов 1208 голов молодняка крупного рогатого скота, в том числе, 281 - скота мясных пород. Сегодня в области насчитывается 2027 голов скота мясных пород, в том числе племенного - 609 голов.
Производство скота и птицы на убой в живом весе составило 62,8 тыс. тонн или 125,9% к 2012 году.
В области имеется 2246,1 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 1248,4 тыс. га (55%) составляют сельскохозяйственные угодья, из которых 650,0 тыс. га - пашня.
В 2013 году в сфере растениеводства выполнены основные целевые показатели. Валовой сбор зерна составил 58,0 тыс. тонн (108% к 2012 г.), картофеля - 127,8 тыс. тонн (92% к уровню 2012 г.) овощей открытого и закрытого грунта - 45,1 тыс. тонн (104% к 2012 г.)
Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства производят от общего количества в области 29% молока, 12% мяса, 45% яиц.
Вырабатываемая сельхозпроизводителями продукция обеспечивает насыщение областного продовольственного рынка, а также вывозится и за ее пределы.
С 2013 года на территории Псковской области реализуется Государственная программа "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013 - 2020 годы". В рамках программы муниципальными районами получены субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства в 2013 году. Также муниципальные районы области являются участниками подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" указанной программы. Комплекс мероприятий данной подпрограммы направлен на повышение уровня и качества жизни на селе, развитие инфраструктуры в сельской местности, создание надежного механизма привлечения и закрепления на селе высококвалифицированных кадров, развитие в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.

1.4. Доходы населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата различных категорий работников представлена в таблице.
По всем муниципальным районам и городским округам ежегодно отмечается положительная динамика по представленным в таблице показателям по сравнению с предшествующими годами. Рост уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников указанных в таблице сфер в 2013 г. обусловлен реализацией Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

(рублей)
Наименование муниципального образования
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта
Бежаницкий район
17264,6
12033,8
16539,7
20785
10740,4
18212,5
г. Великие Луки
20892,5
13325,6
19601,7
22491
11748,6
13058,2
Великолукский район
20757,2
12434,6
19322,9
18965
13548,9
-
Гдовский район
16693,5
10711,7
16092,7
18174
10927,9
12807,1
Дедовичский район
18746,3
11437,1
15647,9
20858
8349,3
9997,4
Дновский район
22409,3
12472,1
16301,3
20833
12885,1
9300
Красногородский район
15028,6
10366,5
14964,1
21079
10865,6
6495,8
Куньинский район
16491,2
10854,5
15034,9
18934
10275,5
11597,2
Локнянский район
14271,5
11655,6
14984,4
17856,0
11731,0
11672,9
Невельский район
17270,0
11443,5
18188,2
21881,9
12665,2
-
Новоржевский район
15370,7
11052,5
15066,5
20516
12527,4
5537,5
Новосокольнический район
17324,9
12620,4
16859,3
21984
9272,6
13295,2
Опочецкий район
17187,6
10771,3
15261,6
19216
10913,4
13314,6
Островский район
17479,2
10942,2
13485,8
19281,2
11361
9899,4
Палкинский район
15867
12704,5
16850,8
20831
10582,4
16808,3
Печорский район
17613,8
12841,9
17 32,6
19 82
9 86,00
1410,20
Плюсский район
18459,7
11219,2
15858,7
20896,8
12261,1
12811,1
Порховский район
16895,2
10717,8
15954,3
18301
10688,5
10022,3
г. Псков
25516,6
13320,5
19909,7
22037
12576,6
13110,5
Псковский район
17923
13849,9
15437,59
19550,14
9013
16571,4
Пустошкинский район
15718,4
13541,7
15850,2
19768
8580,7
10119,4
Пушкиногорский район
17851,7
13738,7
16656
21500,8
12211,1
9248,3
Пыталовский район
19039,8
11800,6
16880,1
16880,1
9523,2
12084,8
Себежский район
21965,8
11682,9
17708,9
23213
11010,8
8741,1
Струго-Красненский район
18576,7
11048,2
16548,7
20186
13839
9389,8
Усвятский район
14502,7
11044,3
13832,8
16074
10012,7
8520,8

2. Образование

По направлению "образование" оценке подлежат значения показателей, характеризующих состояние дошкольного, общего и дополнительного образования.

2.1. Дошкольное образование

В 2013 году в Псковской области функционировало 295 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в том числе:
182 дошкольных организации (177 - муниципальных, 1 - государственная, 4 - негосударственные);
113 общеобразовательных организаций, имеющих дошкольные группы полного дня и кратковременного пребывания детей.
В муниципальных образованиях Псковской области планомерно и целенаправленно проводится работа по обеспечению доступности дошкольного образования.
В течение 2013 года проводилась работа по реализации проекта демографической политики Российской Федерации в области дошкольного образования и Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" - расширение территориальной сети дошкольных образовательных организаций, укрепление их материальной базы, увеличение количества мест в детских садах.
Проблема дефицита мест в дошкольных образовательных организациях решалась за счет использования внутренних резервов системы образования: возврат типовых зданий бывших детских садов, оставшихся в системе образования, открытие дополнительных групп в действующих детских садах, открытие дошкольных групп при общеобразовательных школах, использование вариативных форм дошкольного образования, а также строительство новых дошкольных организаций.
В 2013 году в области введено 1480 дополнительных мест при плане по "дорожной карте" 880 мест: 730 мест за счет областного и муниципальных бюджетов и 750 мест за счет средств субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации системы дошкольного образования. На эти цели из федерального бюджета выделено 259,5 млн. рублей, из областного и муниципальных бюджетов - 97,35 млн. рублей.
Принятые меры позволили существенно изменить ситуацию по обеспечению детей местами в дошкольных учреждениях.
Доля детей, получающих дошкольную образовательную услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в разрезе муниципальных образований представлена в графике.

Дошкольное образование

Рисунок не приводится.

В 6 районах области из 24 очередь для детей от 1 до 6 лет ликвидирована. Наиболее высокие показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения как и в 2012 году зафиксированы в муниципальных образованиях "Город Псков" и "Город Великие Луки" и муниципальных районах - Новосокольническом, Опочецком, Бежаницком. Следует отметить, что значение показателя в указанных муниципальных образованиях постепенно снижается за счет открытия как новых детских садов, так и дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

2.2. Общее образование

Сеть общеобразовательных организаций Псковской области представлена различными типами и видами образовательных организаций в соответствии с реализуемыми в них образовательными программами.
В 2013 году количество организаций общего образования составляло 238, в том числе:
муниципальных - 214, из них 8 вечерних школ, 6 начальных школ, 44 основные, 128 средних, 1 школа с углубленным изучением отдельных предметов, 13 лицеев, 11 гимназий, 1 кадетская школа, 1 центр образования, 1 общеобразовательная школа-интернат;
государственных - 22;
негосударственных - 2.
В сельской местности расположено 129 организаций, что составляет 54% от общего числа организаций общего образования. Из них 78 общеобразовательных организаций являются малокомплектными (33%).
В организациях общего образования обучается 60839 человек, из них 18% обучаются в сельских школах, в т.ч. 5,95% - в малокомплектных школах.
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях области за 2013 год возросла на 625 человек. Средняя наполняемость классов в городских школах - 20 человек, в сельских школах - 8 человек при нормативе 25 и 14 человек соответственно.
Имеющиеся образовательные организации позволяют различными формами обучения - очной, вечерней и заочной, обучением на дому, экстернатом, дистанционной - реализовать разноуровневые, разноплановые образовательные программы и максимально удовлетворить образовательные запросы населения.

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных
учреждений, сдавших единый государственный экзамен по
русскому языку и математике, в общей численности выпускников
муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших
единый государственный экзамен, %

Рисунок не приводится.

В 12 муниципальных районах доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам, составила 100%.
В 11 муниципальных районах и муниципальном образовании "Город Великие Луки" доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений составляет 100%.
Только в 10 муниципальных районах сеть учреждений образования находится в удовлетворительном состоянии и не требует капитальных вложений.
Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений Псковской области является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Доля детей первой и второй групп здоровья постепенно увеличивается за счет активного использования в учебном процессе здоровьесберегающих технологий, открытия классов спортивной направленности, систематического проведения дней здоровья, ввода третьего часа физической культуры в образовательных учреждениях, усиления внимания к питанию школьников.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей
численности обучающихся в муниципальных
общеобразовательных учреждениях, %

Рисунок не приводится.

В целом в 2012 учебном году система общего образования продолжала функционировать в режиме реализации основных задач модернизации школьного образования.
В ходе реализации в муниципальных образованиях области Комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2013 году решены важнейшие задачи.
1. В современных условиях обучается 92% школьников.
2. Средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений выше средней по области.
3. Созданы условия для перехода на федеральный государственный образовательный стандарт во всех 1 - 3 классах общеобразовательных учреждений.
4. Обеспечены учебниками 100% школьников.

2.3. Дополнительное образование

Сеть образовательных учреждений дополнительного образования детей представлена 59 учреждениями, где в 2013 году занимались 45978 детей и подростков - 84% от общего числа.

Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по
дополнительному образованию в организациях различной
организационно-правовой формы и формы собственности,
в общей численности детей данной возрастной группы, %

Рисунок не приводится.

Значения по показателю "Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы" сохраняются в большинстве муниципальных районов и городских округов на уровне 2012 года. Рост значений отмечается в Красногородском, Пустошкинском районах, снижение показателя в Дедовичском, Локнянском, Островском, Псковском, Пыталовском районах.
В муниципальных образованиях уделяется значительное внимание творческой деятельности обучающихся. В учреждениях дополнительного образования реализуются программы следующих направленностей: учебно-исследовательская, художественно-эстетическая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, спортивно-техническая, эколого-биологическая, культурологическая, гражданско-патриотическая, социально-педагогическая.
Для формирования образовательной среды, способствующей развитию талантливой личности, в образовательных учреждениях эффективно используются информационно-коммуникационные технологии, инновации в области информатизации образования.

3. Культура

Приоритеты развития культуры в области в 2013 году были ориентированы на дальнейшую последовательную модернизацию отрасли по всем направлениям творческой и культурной деятельности, повышение социальной роли культуры. Комплексы мероприятий способствовали решению части проблем в деле сохранения культурного наследия, в библиотечном, музейном деле, в деле сохранения традиционной народной культуры, формирования единого культурного пространства, поддержки профессионального искусства, создания условий для развития творческого потенциала населения области, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан, модернизации и материально-технического оснащения учреждений культуры и искусства.
Ниже на графике представлены данные по уровню обеспеченности муниципальных районов и городских округов учреждениями культуры от нормативной потребности.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями
культуры от нормативной потребности, %

Рисунок не приводится.

В Псковской области на 01.01.2014 насчитывалось 336 муниципальных библиотек, из них 278 находятся в сельской местности.
На 01.01.2014 125 библиотек области оснащены компьютерами, из них 105 - подключены к сети Интернет.
На 1 января 2014 г. сеть культурно-досуговых учреждений Псковской области насчитывает 403 муниципальных учреждения, из них 354 - в сельской местности.
На базе культурно-досуговых учреждений области работает 2157 клубных формирований, в том числе в сельской местности - 1535 формирований, в них участников - 25615 человек, в т.ч. в сельской местности - 15718 человек.
На территории муниципальных образований постоянно функционирует два парка культуры и отдыха в городах Псков и Великие Луки. Функционирование подобных учреждений требует значительных капиталовложений, поэтому в муниципалитетах вопрос решается за счет сезонного функционирования передвижных аттракционов.
Важнейшим направлением в сфере охраны объектов культурного наследия является организация мер по обеспечению их сохранности.
На территории Псковской области находится 4238 объектов культурного наследия, из них федерального значения - 2567, регионального значения - 1671. Объектов культурного наследия местного (муниципального) значения на территории Псковской области в настоящее время нет.
Право собственности муниципальных образований из 716 объектов зарегистрировано на 42 объекта, на 764 объекта право собственности не зарегистрировано. Как правило - это воинские и братские захоронения.

Данные о состоянии объектов культурного наследия,
находящихся в муниципальной собственности

Муниципальное образование
Состояние объектов культурного наследия
Бежаницкий район
Всего - 43
Осматривалось - 2
Неудовлетворительное - 1
Аварийное - 1
Великолукский район
Всего - 42
Не осматривались
Гдовский район
Всего - 53
Осматривалось - 31
Хорошее - 4
Удовлетворительное - 23
Неудовлетворительное - 2
Руинированное - 2
Дедовичский район
Всего - 22
Не осматривались
Дновский район
Всего - 15
Не осматривались
Красногородский район
Всего - 16
Осматривалось - 12
Хорошее - 9
Удовлетворительное - 1
Неудовлетворительное - 1
Аварийное - 1
Куньинский район
Всего - 17
Осматривалось - 9
Хорошее - 9
Локнянский район
Всего - 17
Осматривалось - 1
Неудовлетворительное - 1
Невельский район
Всего - 89
Не осматривались
Новоржевский район
Всего - 4
Не осматривались
Новосокольнический район
Всего - 24
Не осматривались
Опочецкий район
Отсутствуют
Островский район
Всего - 15
Осматривались - 10
Удовлетворительное - 7
Неудовлетворительное - 1
Руинирован - 1
Утрачен - 1
Палкинский район
Всего - 44
Не осматривались
Печорский район
Всего - 29
Осматривались - 4
Удовлетворительное - 4
Плюсский район
Отсутствуют
Порховский район
Всего - 14
Осматривались - 5
Удовлетворительное - 2
Неудовлетворительное - 1
Аварийное - 1
Руинированное - 1
Псковский район
Отсутствуют
Пустошкинский район
Всего - 18
Не осматривались
Пушкиногорский район
Всего - 13
Осматривалось - 13
Хорошее - 8
Удовлетворительное - 2
Неудовлетворительное - 2
Аварийное - 1
Пыталовский район
Всего - 33
Осматривалось - 23
Удовлетворительное - 6
Неудовлетворительное - 10
Аварийное - 2
Руинированное - 5
Себежский район
Отсутствуют
Струго-Красненский район
Всего - 21
Не осматривались
Усвятский район
Всего - 1
Осматривалось - 1
Неудовлетворительное - 1
Город Псков
Всего - 58
Осматривались - 27
Хорошее - 1
Удовлетворительное - 10
Неудовлетворительное - 8
Аварийное - 8
Город Великие Луки
Всего - 30
Осматривались - 12
Хорошее - 2
Удовлетворительное - 8
Неудовлетворительное - 1
Аварийное - 1

Таким образом, из 150 осмотренных объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, 116 объектов культурного наследия нуждаются в реставрации и консервации.
В целях сохранения объектов культурного наследия органами местного самоуправления могут разрабатываться муниципальные программы по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
Такие программы разработаны и утверждены в городе Великие Луки.
Нормативные правовые акты, устанавливающие положения о сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, разработаны и утверждены в 4 муниципальных образованиях - "Город Псков", "Город Великие Луки", "Пушкиногорский район", "Пустошкинский район".
Удовлетворительное и хорошее состояние объектов культурного наследия - воинских и братских захоронений поддерживается в рамках подпрограммы "Комплексные меры по содержанию и благоустройству воинских захоронений" Государственной программы Псковской области "Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014 - 2020 годы".
Воинские и братские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия, в трехлетний период будут приведены в хорошее состояние.
Меры, которые позволят улучшить состояние объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности:
1. создание правовых основ системы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, а также деятельности органов местного самоуправления в данной области;
2. разработка и утверждение муниципальных программ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;
3. разработка муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих другие источники финансирования, в частности, поощряющих арендаторов памятников, находящихся в муниципальной собственности, вложивших свои средства в их восстановление и реставрацию.

4. Физическая культура и спорт

Формирование здорового образа жизни - одно из направлений в сфере физической культуры и спорта, напрямую связанное с созданием условий, обеспечивающих возможность для населения области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к спортивной инфраструктуре, а также повышать уровень подготовленности псковских спортсменов.
Одним из главных направлений деятельности является развитие физкультурно-массового движения.
Число жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2013 году составило 117651 человек, или 17,9% от общей численности населения, в 2012 году - 115300 человек или 17,4%.

Доля населения, систематически занимающегося
физической культурой и спортом, %

Рисунок не приводится.

В целом значение показателя в большинстве муниципальных образований сохраняется на уровне прошлого года с наличием незначительной положительной динамики. Наиболее активно привлечены к спорту жители Дедовичского, Локнянского, Новоржевского районов и города Пскова. Увеличения по показателю представлены в Гдовском, Красногородском, Невельском, Печорском, Пыталовском и Струго-Красненском районах.
В результате участия муниципальных районов в областной долгосрочной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2012 - 2015 годы" в 2013 году велись работы по следующим спортивным объектам:
монтаж спортивной площадки в МБОУ "Опочецкая гимназия" в г. Опочке;
реконструкция стадиона в г. Невеле;
капитальный ремонт спортивного зала в пос. Красногородск;
строительство спортивных площадок в г. Гдове и НОУ "Детская деревня-SOS Псков";
начало строительства стадиона в г. Новосокольники.
Увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом стало возможным благодаря укреплению материальной базы, ремонту и открытию новых спортивных объектов. В основном, численность занимающихся выросла за счет жителей области, которые стали больше заниматься зимними видами спорта (в зимний период функционируют оборудованные ледовые катки), и роста числа участвующих в городских спартакиадах и соревнованиях среди образовательных учреждений, предприятий и организаций области.

5. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Цены на первичном рынке жилья за IV квартал 2013 года по отношению к IV кварталу 2012 года уменьшились на 1,4%, на вторичном рынке жилья увеличились на 1,8%.
Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда составлял в 2010 году - 0,794%, в 2011 году - 0,945%, в 2012 году - 1,1%, в 2013 году - 1,0%. Незначительный спад объясняется снижением ввода жилья в 2013 году (184,6 тыс. кв. м) по отношению к 2012 году (214,7 тыс. кв. м).
Ввод в действие жилых домов за январь - декабрь 2013 года в разрезе муниципальных образований области представлен в следующей таблице.

Наименование муниципального образования
Введено кв. м общей площади
В % к соответствующему периоду прошлого года
Всего
184649
86,0
Город Псков
79501
72,3
Город Великие Луки
14542
95,2
Бежаницкий район
1388
155,4
Великолукский район
3647
210
Гдовский район
9379
188,7
Дедовичский район
1065
74,8
Дновский район
983
63,7
Красногородский район
215
420
Куньинский район
1410
134,7
Локнянский район
430
370
Невельский район
2381
87,5
Новоржевский район
420
104,5
Новосокольнический район
897
270
Опочецкий район
2009
220
Островский район
2276
150,3
Палкинский район
637
410
Печорский район
3970
88,4
Плюсский район
2122
114,8
Порховский район
1376
49,4
Псковский район
46343
85,6
Пустошкинский район
516
180,4
Пушкиногорский район
1254
57,2
Пыталовский район
1446
179,0
Себежский район
2293
96,8
Струго-Красненский район
3527
154,2
Усвятский район
622
178,2

В 17 районах области объемы построенного жилья превысили уровень соответствующего периода предыдущего года.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся
в среднем на одного жителя, - всего, кв. м

Рисунок не приводится.

По обеспеченности населения жильем лидируют Опочецкий, Дновский, Себежский муниципальные районы, на одного жителя приходится свыше 35 кв. метров жилья.
Общая площадь жилых помещений, введенная в действие на один год в среднем на одного жителя, в 2013 году составила 0,28 кв. м. Данные в разрезе муниципальных образований представлены ниже.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на
одного жителя, введенная в действие за один год, кв. м

Рисунок не приводится.

Во всех муниципальных районах области, за исключением Дедовичского района, в 2013 году осуществлялось предоставление земельных участков для строительства.
Анализ показывает, что наиболее интенсивно проводилась работа по предоставлению земель для строительства в Локнянском, Новосокольническом, Себежском районах (более 8 га на 10 тыс. человек населения).
Из общего количества земельных участков, предоставленных для строительства жилья, не предоставлялись земельные участки только в Дедовичском районе.
Показатель "Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию:
объектов жилищного строительства - в течение 3 лет;
иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет" отражает темпы роста капитального строительства. Снижение показателя свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Превышение трехгодичного срока строительства для объектов жилищного фонда имеет место в Великолукском, Куньинском, Локнянском, Новоржевском, Новосокольническом, Печорском, Пустошкинском, Пыталовском, Себежском, Усвятском районах, в городе Великие Луки.
Пятилетний срок строительства для иных объектов превышен в Великолукском, Куньинском, Локнянском, Пыталовском, Себежском, Усвятском муниципальных районах и в городе Великие Луки.

6. Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и др.) различных зданий в населенных пунктах, создающий удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путем предоставления им широкого спектра услуг.
По состоянию на конец 2013 года на территории области действовало 448 источников теплоснабжения, находящихся на балансе организаций, отпускающих теплоэнергию населению или бюджетофинансируемым организациям (102,1% к числу источников теплоснабжения по состоянию на конец 2012 года). Из общего числа источников теплоснабжения на конец года работающие на твердом топливе - 304 единицы (на конец 2012 года - 293), на жидком топливе - 19 (на конец 2012 года - 19), на газообразном топливе - 116 (на конец 2012 года - 113). Суммарная мощность источников теплоснабжения на конец 2013 года составила 2431,1 Гкал/час (99,9% к суммарной мощности источников теплоснабжения на конец 2012 года).
Производство тепловой энергии всего по области за 2013 год составило 3056634,2 Гкал, что ниже предыдущего года на 5,7%. В 2013 году со стороны было получено тепловой энергии 125383,2 Гкал против 153706,3 Гкал в 2012 году. Отпущено тепловой энергии своим потребителям, всего - 2650597,8 Гкал (93,6% к отпуску теплоэнергии в 2012 году).
По состоянию на конец 2013 года на территории области действовало водопроводов и отдельных водопроводных сетей, отпускающих воду населению или бюджетофинансируемым организациям, - 621 (95,5% к числу водопроводов и отдельных водопроводных сетей по состоянию на конец 2012 года). Установленная производственная мощность водопроводов на конец 2013 года составила 380,1 тыс. куб. м в сутки (116% производственной мощности водопроводов на конец 2012 года).
Очистные сооружения в области работают со сверхнормативной нагрузкой, очистку прошло 75,3% поданной в сеть воды (в 2012 году - 78,3%). Отсутствуют очистные сооружения в 15 районах области.
По состоянию на конец 2013 года на территории области действовало 160 канализаций и отдельных канализационных сетей (97,6% к числу канализаций и отдельных канализационных сетей по состоянию на конец 2012 года), осуществляющих централизованный отвод сточных вод от населения и бюджетофинансируемых организаций.
Число канализационных насосных станций на конец 2013 года составило 164 единицы (97% к числу канализационных насосных станций по состоянию на конец 2012 года), установочная производственная мощность которых - 1159,6 тыс. куб. м в сутки (102,8% к установочной производственной мощности по состоянию на конец 2012 года).
Доходы организаций от реализации жилищно-коммунальных услуг потребителям в 2013 году составили 9861,7 млн. рублей, расходы - 10636,5 млн. рублей.
Финансовый результат деятельности организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере, - 774,8 млн. рублей (убыток).
В муниципальных образованиях по-прежнему актуальны проблемы, связанные с высоким уровнем износа инфраструктурных сетей жилищно-коммунального комплекса и вследствие этого значительными потерями ресурсов, с низким качеством работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли и услуг, предоставляемых ими, со слабым развитием внутриотраслевой конкуренции, системными долгами предприятий жилищно-коммунального комплекса, их функционированием по экономически необоснованным тарифам.
Для повышения качества предоставляемых коммунальных услуг и улучшения общей ситуации в отрасли органам местного самоуправления рекомендуется:
своевременно и качественно выполнять работы по содержанию и ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, в соответствии с графиком проводить их подготовку к отопительному сезону;
постоянно проводить работу по контролю за финансовым состоянием предприятий жилищно-коммунального хозяйства, не допускать их банкротства;
создавать условия для развития инициативы собственников жилья, просвещать граждан в вопросах управления своими домами;
формировать конкурентную среду в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации;
продолжать устанавливать экономически обоснованные тарифы для всех групп потребителей.
Большинство муниципальных образований (кроме Бежаницкого, Новосокольнического, Псковского, Пустошкинского районов) активно привлекают в обслуживании многоквартирных домов частные организации, внедряют механизмы государственно-частного партнерства. Так, доля частных организаций, использующих имущество коммунального комплекса на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, в среднем по области составляет 70%.
В большинстве муниципальных районов и в городских округах области проводится работа по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Основная проблема - отсутствие денежных средств в местных бюджетах на осуществление государственного кадастрового учета.

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных
участках, в отношении которых осуществлен
государственный кадастровый учет, %

Рисунок не приводится.

В семи муниципальных районах области доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет 100%. Низкие показатели в Псковском (1,7%, в 2012 году - 0%), Гдовском (5,1%, в 2012 году - 5,1%), Опочецком (18%, в 2012 году - 0%) районах.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего
жилищные условия в отчетном году, в общей численности
населения, состоящего на учете в качестве
нуждающегося в жилых помещениях, %

Рисунок не приводится.

Значения по показателю "Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условии в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях" обусловлены участием муниципальных образований в соответствующих целевых программах.
Одним из основных сдерживающих факторов, препятствующих увеличению количества предоставляемого гражданам нового жилищного фонда, является утвержденная низкая стоимость 1 кв. м приобретаемой общей площади жилых помещений, которая не соответствует реальной стоимости, а также малый объем выставляемых на продажу застройщиками жилых помещений.

7. Организация муниципального управления

Основная задача муниципальных органов власти - повышение результативности действий и эффективности использования местных ресурсов.
В 2013 году самые высокие значения по показателю "Высокая доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов" были представлены следующими муниципальными образованиями "Город Псков", "Город Великие Луки" и "Себежский район". Самые низкие значения - в Куньинском и Великолукском муниципальных районах.

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за
исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным
нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов
бюджета муниципального образования (без учета субвенций), %

Рисунок не приводится.

Вместе с тем, доля налоговых и неналоговых доходов бюджетов только в городских округах превысила 50% от общего объема собственных доходов бюджетов (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) и 30% в Островском, Печорском, Себежском районах. В остальных муниципальных образованиях сохранилась высокая зависимость бюджетов от межбюджетных трансфертов.
По показателю "Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года по полной учетной стоимости)" у трех муниципальных районов (Великолукский, Плюсский, Себежский) и городского округа "Город Великие Луки" представлены значения выше ноля. При этом по сравнению с 2012 годом данные по показателю уменьшились.
Ниже представлены данные по расходам бюджетов муниципальных образований на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования.

Расходы бюджета муниципального образования на содержание
работников органов местного самоуправления в расчете на
одного жителя муниципального образования, руб.

Рисунок не приводится.

В отчетном году среднее значение показателя составило 1110 рублей (99% к уровню 2012 года). Ниже среднего значения показатели в 12 муниципальных образованиях. В целом значения показателей сохраняются на уровне прошлого года.
За прошедший 2013 год схемы территориального планирования муниципальных районов области не утверждались.
Общее количество утвержденных схем территориального планирования за 2011 - 2012 годы - 24, что составляет 100%. Генеральные планы городских округов Псков и Великие Луки утверждены в 2010 году.

8. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

В Псковской области 71 энергоснабжающая организация, поставляющая тепловую энергию потребителям, из них 29 или 40,8% - муниципальные организации. Уровень износа объектов жилищно-коммунального хозяйства составляет свыше 65%, что не позволяет гарантировать высокое качество предоставляемой услуги и приводит к аварийным ситуациям на объектах теплоснабжения.
В 2013 году мероприятия в области энергосбережения реализовывались в рамках региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Псковской области на 2010 - 2015 годы с перспективой до 2020 года.
В 2013 году в рамках указанной программы были реализованы мероприятия:
1) по Программе развития газификации Псковской области построено 63,6 км газораспределительных сетей в Псковском, Печорском, Островском, Пыталовском районах для перевода на природный газ 2698 домовладений. Выполнены проектные работы по 1 объекту газификации Пыталовского района;
2) в соответствии с Законом области от 27 июня 2008 г. № 773-ОЗ "О газификации жилищного фонда Псковской области" завершены работы по газификации 544 домовладений (квартир) в Дновском, Локнянском, Новосокольническом, Порховском районах, в городе Пскове и городе Великие Луки;
3) в целях повышения энергетической безопасности на объектах теплоснабжения местным бюджетам выделены субсидии из областного бюджета на оформление регистрационных документов для объектов теплоснабжения Опочецкого и Себежского районов, города Великие Луки;
4) выполнена корректировка схемы и программы развития электроэнергетики Псковской области на 2013 - 2017 годы;
5) приобретено 228 частотных преобразователей для насосно-вентиляционного оборудования для 22 муниципальных образований области;
6) приобретено 86 энергоэффективных котлов для модернизации 49 котельных в 22 муниципальных образованиях области;
7) приобретено 3774 энергоэффективных светильника для 5 муниципальных образований области.
На сегодняшний день из 26 муниципальных образований области газифицированы 15, включая города Псков и Великие Луки. Всего в населенных пунктах Псковской области по состоянию на 01.01.2014 газифицировано природным газом 158662 домовладения (квартиры), уровень газификации Псковской области природным газом составил 51,2%.
По информации, представленной органами местного самоуправления для включения в государственную информационную систему "Энергоэффективность", по состоянию на 01.01.2014 коллективными (общедомовыми) приборами учета оснащены многоквартирные дома:
холодной воды - 1760 (34% от общей потребности);
горячей воды - 618 (26% от общей потребности);
отопления - 922 (29% от общей потребности);
электрической энергии - 1913 (18% от общей потребности);
газа - 20 (2% от общей потребности).

Наименование показателя
Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах
Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями
электрическая энергия
тепловая энергия
горячая вода
холодная вода
природный газ
электрическая энергия
тепловая энергия
горячая вода
холодная вода
природный газ
Единица измерения
кВт/ч на 1 проживающего
Гкал на 1 кв. метр общей площади
куб. метров на 1 проживающего
куб. метров на 1 проживающего
куб. метров на 1 проживающего
кВт/ч на 1 человека населения
Гкал на 1 кв. метр общей площади
куб. метров на 1 человека населения
куб. метров на 1 человека населения
куб. метров на 1 человека населения
Бежаницкий район
760
0,18
0
29,4
106,9
64,8
0,19
0,002
0,48
0,97
Город Великие Луки
637
0,222
22,7
44,2
274
43,5
0,18
0,32
1,41
0,038
Великолукский район
371,3
0,113
5,07
30,6
84
67,25
0,15
0,03
0,396
0
Гдовский район
600
0,139
0
42,1
0
70,1
0,61
0
16,3
0
Дедовичский район
160,1
0,24
14
26,3
93,5
52,6
0,4
0,26
0,4
0
Дновский район
60,00
0,21
24,90
33,20
15,96
56
0,026
0,2
0,5
0
Красногородский район
533,6
0,13
0
46,8
0
463,2
0,13
0
1,32
0
Куньинский район
556,2
0,15
0
18,6
0
247,2
0,154
0
0,59
0
Куньинский район
0
0,18
0
39,0
0
66,3
0,15
0
1,0
0
Невельский район
720
0,13
6,2
35,1
19,8
37,8
0,14
0
0,55
0
Новоржевский район
617,3
0,09
0
16,1
0
68,8
0,02
0
0,96
0
Новосокольнический район
56
0,21
32,2
52,8
12
45,4
0,015
0,14
0,76
0
Опочецкий район
58,8
0,18
0
54
0
46,8
0,2
0
1,7
0
Островский район
668,8
0,176
33,5
45,8
173,1
77,6
0,296
0,83
6,79
0
Палкинский район
0
0,152
0
35,71
0
0
0,012
0
0,25
0
Печорский район
480
0,133
16,9
32,3
144
59
0,13
0
1,09
0,13
Плюсский район
101,9
0,23
15
28,2
0
122
0,26
0,51
3,8
0
Порховский район
500
0,18
13,4
23,9
174
92,1
0,16
0
1,6
1,2
Город Псков
752,1
0,1548
32,43
35,6
171
39,35
0,19
0.39
1
0
Псковский район
45
0,175
34,3
61
0
73,4
2
0,0088
3
0
Пустошкинский район
43,91
0,129
0
27,6
0
69,8
0,14
0
0,8
0
Пушкиногорский район
487
0,01
3,5
3
0
127
0,02
0,3
0,9
0
Пыталовский район
476
0,271
5,02
43,7
0
66
0,136
0,017
1,12
0
Себежский район
12000
0,02
3,45
12,72
0
1027
0,15
0,28
2,73
0
Струго-Красненский район
110
0,2
18,2
33,8
0
44
0,1
0,52
0,44
0
Усвятский район
52
0,15
0
19,5
0
73
0,15
0
0,91
0

II. Итоги социологических опросов населения

Опрос проводился в четвертом квартале 2013 года методом очного формализованного интервью по месту жительства респондентов. Объем выборки - 5800. Выборка районированная, квотированная по полу и возрасту.

Наименование муниципального образования
Средняя оценка удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления (%)
Город Псков
25,45
Город Великие Луки
16,05
Бежаницкий район
30,50
Великолукский район
15,35
Гдовский район
23,65
Дедовичский район
26,10
Дновский район
9,60
Красногородский район
22,80
Куньинский район
17,30
Локнянский район
19,05
Невельский район
18,95
Новоржевский район
26,25
Новосокольнический район
26,25
Опочецкий район
29,05
Островский район
15,75
Палкинский район
40,25
Печорский район
13,45
Плюсский район
38,00
Порховский район
7,40
Псковский район
21,80
Пустошкинский район
19,95
Пушкиногорский район
16,50
Пыталовский район
18,25
Себежский район
30,15
Струго-Красненский район
43,65
Усвятский район
16,60

III. Результаты оценки эффективности деятельности органов
местного самоуправления городских округов и
муниципальных районов

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления заключается в построении упорядоченных рейтингов муниципальных образований на основе значений комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по следующему перечню показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденному постановлением Администрации области от 30 мая 2013 г. № 230:
1. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения (процентов).
2. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения (единиц).
3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя (рублей).
4. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) (процентов).
5. Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года по полной учетной стоимости) (процентов).
6. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет (процентов).
7. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам (процентов).
8. Общая площадь жилых помещений, введенная в действие за один год в среднем на 1 жителя (кв. метров).
9. Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях (процентов).
10. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет (процентов).
11. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления (процентов от числа опрошенных).
Муниципальные районы и городские округа оценивались отдельно.
Периодом оценки эффективности является год, предшествующий текущему.
В качестве исходной информации для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления использовались доклады глав местных администраций, а также информация, представленная органами исполнительной власти области в соответствии с постановлением Администрации области от 30 мая 2013 г. № 230 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области".
Комплексная оценка эффективности деятельности органов местного осуществлялась в соответствии Методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".

Комплексная оценка эффективности деятельности органов
местного самоуправления муниципальных районов

Наименование муниципального образования
Комплексная оценка
Струго-Красненский район
0,598
Плюсский район
0,559
Невельский район
0,534
Палкинский район
0,523
Пустошкинский район
0,497
Опочецкий район
0,467
Себежский район
0,447
Локнянский район
0,433
Усвятский район
0,430
Дедовичский район
0,421
Новоржевский район
0,417
Великолукский район
0,413
Островский район
0,404
Красногородский район
0,398
Печорский район
0,397
Псковский район
0,384
Новосокольнический район
0,383
Дновский район
0,379
Куньинский район
0,369
Бежаницкий район
0,368
Гдовский район
0,349
Пыталовский район
0,341
Пушкиногорский район
0,337
Порховский район
0,310

Комплексная оценка эффективности деятельности
органов местного самоуправления городских округов

Наименование муниципального образования
Комплексная оценка
Город Великие Луки
0,464
Город Псков
0,488

В соответствии с указом Губернатора области "О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Псковской области за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области" выделение грантов осуществляется в форме дотаций на материальное стимулирование муниципальных образований области, обеспечивших наилучшие показатели по сводной (межотраслевой) оценке эффективности деятельности глав муниципальных районов и городских округов (далее - дотации).
Право на получение дотаций имеют один городской округ и пять муниципальных районов, получивших наивысшие значения комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области.
В областном бюджете на 2014 год предусмотрено 10 млн. рублей на поощрение городского округа и муниципальных районов, получивших наивысшие значения комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Перечень получателей грантов

Наименование муниципального образования
Размер гранта (тыс. рублей)
Город Псков
2500
Струго-Красненский район
2500
Плюсский район
2000
Невельский район
1500
Палкинский район
1000
Пустошкинский район
500


------------------------------------------------------------------