Решение Великолукского городского суда от 24.07.2014 по делу N 2-1021/2014 <О признании недействующим постановления Администрации города Великие Луки от 12.05.2014 N 1023 "Об утверждении Порядка установки ограждений на территории муниципального образования "Город Великие Луки" в части согласования с правоохранительными органами и органами пожарного надзора МЧС, а также в части принятия самостоятельного решения о согласовании установки ограждения либо об отказе в таком согласовании>



ВЕЛИКОЛУКСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. по делу № 2-1021/2014

Великолукский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего федерального судьи Красиковой Т.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Великие Луки, действующего в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления Администрации города Великие Луки № 1023 от 12.05.2014 года,-

установил:

Прокурор города Великие Луки, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, которым просил признать постановление Администрации города Великие Луки № 1023 от 12.05.2014 года "Об утверждении Порядка установки ограждений на территории муниципального образования "Город Великие Луки", не действующим в части согласования с правоохранительными органами и органами пожарного надзора МЧС и в части принятия самостоятельного решения о согласовании установки ограждения либо об отказе в таком согласовании, обязать Администрацию г. Великие Луки привести указанное постановление в соответствие с действующим законодательством РФ.
В обоснование заявления в судебном заседании помощник прокурора г. Великие Луки Курганов М.Н. указал, что в ходе изучения прокуратурой города вышеуказанного постановления Администрации города Великие Луки № 1023 от 12.05.2014 установлено, что оно противоречит требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и другим правовым актам.
Так, в соответствии со статьей 9 и 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" органы контроля проводят плановые и внеплановые проверки по основаниям указанным в настоящем федеральном Законе.
Фактически в приложении к проекту постановления Администрации города о порядке установки ограждений (ограды, заборы, шлагбаумы, столбы цепи, газонные тротуарные ограждения и другие сооружения и объекты, препятствующие и ограничивающие проход, движение) в пункте 10.4 обратившимся предлагается согласовать установку ограждений с органами пожарного надзора и правоохранительными органами, в данном случае органами безопасности дорожного движения, тем самым провести контролирующим органам плановую или внеплановую выездную проверку в отношении обратившихся, что является нарушением требований 294-ФЗ.
Однако, в соответствии с приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 "Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" органы отдела надзорной деятельности не наделены полномочиями по согласованию проектной документации, согласования устройств, ограждений строительства объектов, юридических и физических лиц.
Государственная функция органом МЧС РФ осуществляется посредством организации и проведения проверок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления (далее - органы власти), учреждений, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, общественных объединений, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы ГПН).
Иное действующим законодательством не предусмотрено. Действия по согласованию установки заборов, ограждений, шлагбаумов, столбов цепей и других сооружений и объектов, препятствующих и ограничивающих проход (движение) на территории муниципального образования "Город Великие Луки" в полномочия органов пожарного надзора, не входят.
Аналогичные полномочия отсутствуют и у сотрудников правоохранительных органов (государственной инспекции по безопасности дорожного движения), которые осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" и их полномочия относительно оспариваемого постановления изложены в статье 12 Федерального закона "О полиции".
Следовательно, орган местного самоуправления в лице Администрации г. Великие Луки не правомочен возлагать на органы государственного контроля (МЧС, правоохранительные органы), не свойственные им функции (полномочия).
Пункт 12 Порядка согласования ограждений также противоречит действующему законодательству, а именно статье 36 ЖК РФ, согласно которой собственники многоквартирного дома на общем собрании принимают решение об использовании придомовой территории, в том числе под установку ограждений, шлагбаума.
Полагает, что оспариваемое постановление должно быть признано недействующим в части, с обязанием привести его в соответствии с действующим законодательством. Просит суд удовлетворить в полном объеме заявленные требования.
Представитель Администрация города Великие Луки - С. в судебном заседании заявленные требования не признал, считает, что оспариваемое постановление не противоречит закону.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратится в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что постановлением Администрации города Великие Луки № 1023 от 12 мая 2014 года утвержден Порядок установки ограждений (ограды, заборы, шлагбаумы, столбы, цепи, газонные (тротуарные) ограждения, другие сооружения и объекты, препятствующие или ограничивающие проход (и движение) пешеходов и (или) проезд автотранспорта) на территории муниципального образования "Город Великие Луки". Указанное постановление размещено в сети интернет на официальном сайте муниципального образования "Город Великие Луки", что подтверждается копией распечатки документа в Системе Консультант Плюс Псковской области.
Пунктом 10.1 Порядка предусмотрено, что для согласования установки ограждения придомовой территории многоквартирного дома уполномоченное собственниками лицо представляет в Администрацию города Великие Луки документы, перечисленные в пунктах 10.1, 10.2, 10.3, а также перечисленные в пункте 10.4 документы, подтверждающие согласование установки ограждений с органами пожарного надзора, правоохранительными органами, скорой медицинской помощи, службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организациями газового хозяйства и коммунальных служб.
Кроме того, в пункте 15 данного Порядка указано, что ограждения, установленные без согласований с уполномоченными органами или в нарушение Порядка, подлежат демонтажу за счет средств собственников данного многоквартирного дома.
Согласно норм статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, приведенными выше нормами жилищного законодательства не установлено каких-либо ограничений прав собственником по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом многоквартирного дома, в том числе земельным участком и придомовой территорией.
Установление каких-либо ограничений прав собственников по владению пользованию общим имуществом многоквартирного дома и земельным участком, в том числе и придомовой территорией многоквартирного дома посредством принятия нормативных и правовых актов муниципальным образованием противоречит действующему жилищному законодательству РФ.
Пункты 10.1, 10.4 Порядка оспариваемого постановления обязывают собственников многоквартирного дома при установке ограждений придомовой территории многоквартирного дома согласовывать эти действия с органами пожарного надзора, а также правоохранительными органами, регулирующими деятельность в сфере безопасности дорожного движения.
Однако, в соответствии со статьями 9, 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 № 294-ФЗ органы контроля проводят плановые и внеплановые проверки по основаниям указанным в настоящем Федеральном законе.
В уведомлении Отдела надзорной деятельности по г. Великие Луки от 16.07.2014 г. № 275-2-5-12 со ссылкой на закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указано, что недопустимо участие должностных лиц органов ГПН в работе комиссий (обследований) различного уровня, не предусмотренных нормами настоящего Закона, кроме того данные полномочия, согласно Приказа МЧС России от 28.06.2012 г. № 375 не входят в компетенцию органов ФГПН.
Согласно ответа ОГИБДД ОМВД России по г. Великие Луки от 16.07.2014 г. за № 2827 со ссылкой на статью 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" в обязанности полиции не входит согласование проектов организации дорожного движения, в том числе проектов установки ограждений.
Мероприятия же по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок в границах населенных пунктов в границах населенных пунктов в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ осуществляются органами исполнительной власти местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Из вышеизложенного усматривается, что пунктами 10.1, 10.4 Порядка Администрация города Великие Луки по своему усмотрению в нарушении норм действующего законодательства обязала органы пожарного надзора и правоохранительные органы функциями по осуществлению контроля, а именно согласованию при разработке проектной документации, строительству, установке устройств, ограждений юридическими и физическими лицами. Кроме того, пунктом 15 Порядка неправомерно установила снос данных ограждений при отсутствии указанного выше согласования за счет средств их собственников.
Принятое постановление № 1023 от 12.05.2014 г. и утвержденный им Порядок в части оспариваемых пунктов не может являться действующим.
В силу статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По изложенным основаниям суд считает, что оспариваемое постановление Администрации города Великие Луки противоречит действующему законодательству и не может быть действующим в оспариваемой его части.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 252, 253, 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора города Великие Луки, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать постановление Администрации города Великие Луки № 1023 от 12.05.2014 года "Об утверждении Порядка установки ограждений на территории муниципального образования "Город Великие Луки", недействующим в части согласования с правоохранительными органами и органами пожарного надзора МЧС, а также в части принятия самостоятельного решения о согласовании установки ограждения либо об отказе в таком согласовании со дня его принятия.
Обязать Администрацию г. Великие Луки привести указанное постановление в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 июля 2014 года
Решение вступило в законную силу 29 августа 2014 года.

Председательствующий
Т.В.КРАСИКОВА

И.о. председателя суда
С.С.НИКИТИН


------------------------------------------------------------------